Это первый фильм Тарантино.
Есть мнение — лучший.
Поэтому, чтобы рассказать о фильме правильно, начать придётся с биографии самого автора.
27 марта 1963 года в городке Ноксвилл,
штат Тенесси у 16-летней медсестры Конни
Мэкхью родился мальчик. Вопрос об имени
ребёнка не стоял — ещё
до рождения ребёнка мама решила назвать его
в честь главного героя своего любимого сериала
Отец малыша, 23-х летний музыкант Тони Тарантино,
бросил семью ещё до его рождения.
Когда Квентину стукнуло 2 года, мама перебралась в Лос Анжелес, где вышла замуж за местного музыканта Курта Заступила.
Конни целый день работала в аптеке,
а Курт музицировал больше по ночам,
поэтому юный Квентин проводил много времени
со своим приёмным отцом и его друзьями
из местной богемы. Единственный ребенок среди
взрослых, он много часов проводил перед
телевизором, без конца пересматривая как семейные
сериалы вроде
«Мы всё время ходили в кино, это было нашим любимым отдыхом, — говорит Конни, вспоминая о тех временах. — Должна сказать, что я сама вела себя как ребенок, когда брала его в кино... Ему было около пяти, когда мы смотрели
„Познание плоти“, „Избавление“ и т.д».
Последствия воздействия фильмов для взрослых на детскую психику мы можем наблюдать в творчестве Квентина до сих пор.
Когда Квентину стукнуло 8, мистер Заступил оставил семью, а Квентин отправился в школу. В школе немедленно возникли проблемы.
Квентин оказался настолько непоседлив и вертляв, что учителя советовали маме подсыпать ему в еду успокаивающее.
Учебу в школе Квентин ненавидел всей душой. Он и сейчас ненавидит всё, что у него плохо получается. В школе у него не получалось ничего.
До 5 класса он не мог научиться кататься на велосипеде. До 6-го — не мог научиться определять время по часам. До старших классов не мог научиться плавать. Он до сих пор чудовищно безграмотно пишет. Из всех школьных предметов он положительно относился только к истории, которая напоминала ему его любимые фильмы.
Вместо учебы Квентин без передыху смотрел кино и каталогизировал просмотренные фильмы. И, что характёрно, уже с 5 лет мечтал стать актёром.
Первый сценарий он попробовал написать
в 13 —
Когда Квентину стукнуло 15, учёба достала его окончательно, и школу он бросил. Устроился на работу — билетёром в кинозал, где показывали порнофильмы.
Получив первую зарплату, Квентин устроился на актёрские курсы Джеймса Беста и приступил к осуществлению своей детской мечты.
Первым делом он сменил фамилию
Заступил на фамилию свего
биологического отца —
Тарантино, посчитав, что она больше
подходит для сценического имени.
Однако, актёрские курсы оказались
школой номер два — там
у Квентина точно также ничего
не получалось. Не помогало
даже то, что Тарантино нагло врал
во всех своих анкетах, что
снимался в фильме Жана Люка Гадара
Приглашений на съёмки не поступало и тогда Квентин решил снять собственный фильм, с блекджеком, шлюхами, и с самим собой в главной роли.
Вместе со своим приятелем Крейгом Хейманном,
которого тоже выперли с актёрских курсов,
Квентин набросал сценарий фильма и диалоги.
Вместе они его снимали, вместе играли главные роли.
Фильм назывался
«Прошло почти 2 года, пока я смог накопить деньги на проявку плёнки. Получив плёнки на руки, я просто опешил. Это было совсем не то, что я хотел снять! Всё никуда не годилось. Это было просто чудовищно.»
И тут Квентину крупно повезло —
он устроился на работу в магазин
Те дни, когда он не работал, были
полностью посвящены просмотру фильмов.
Квентин знал про кино всё. Кто где играл, кто что
снимал, мог назвать все работы сценаристов, актёров
и режиссеров. В те времена, без IMDB
и Кинопоиска, это было впечатляюще.
По воспоминаниям владельца магазина, Квентин,
будучи парнем эмоциональным и страстным,
просто набрасывался на покупателей
с рекомендациями, что им следует
смотреть. Отчаянная жестикуляция и пулемётная
скорость речи приводили к тому, что через
несколько минут покупатель забывал, зачем
он пришёл и отправлялся домой с тем,
что ему присоветовал Квентин. А ещё через
некоторое время клиенты уже перестали что бы
то ни было искать, а сразу шли
к нему и выясняли, что присоветует
лично он, доверяя его мнению
безоговорочно.
Через некоторое время магазин превратился
в некое подобие клуба, люди приходили
затариться художественным фильмом
Именно в недрах этого магазина,
в жесточайших спорах с товарищами
из числа экспертов кинематографа зародился
сценарий художественного фильма
Сценарий
Для того, чтобы заработать денег
на самостоятельные съёмки, Тарантино принял
решение написать на продажу ещё один
сценарий — для х/ф
Однако, несмотря на все его старания
(и к немалому удивлению), поступило
предложение продать первый сценарий, для
Сценарий
Хороших продюсеров вокруг Тарантино
не было. Помог, как водится,
случай.
Приятель Тарантино познакомил его
с неким Лоуренсом Бендером.
Лоуренс Бендер некогда был танцором,
но танцы бросил и решил
начать актёрскую карьеру. Хотя
до этого учился на строителя.
В общем, Лоуренс записался
на курсы, начал брать уроки
мастерства и тоже ждал предложений
от известных режиссёров.
Предложений Бендеру, однако,
не поступало, и Лоуренс уже
начал даже говорил всем, что раздумал
быть актёром и собирается заняться
продюссированием. Именно в этот
момент его и познакомили
с Тарантино.
Тарантино немедленно предложил опытному продюсссеру Бендеру зачитать сценарий. Опытный продюсер Бэндер сценарий одобрил. Вытребовал себе долю от прибыли и стал уговаривать Квентина не снимать фильм на свои деньги, a подождать год, пока он, Бендер, будет заниматься поиском денег на съёмки. Квентин был настроен решительно и согласился подождать 2 месяца.
И опять помог случай. После окончания занятий
на актёрских курсах, Лоуренс Бендер шёл
по улице со своим преподавателем
и рассказывал ему о том, что у него
есть приятель, который сочинил гениальный сценарий,
по которому они хотят снять фильм.
Преподаватель задал вопрос, кого бы они хотели
видеть в главной роли, и Бендер
не задумываясь ответил:
И предложил дать почитать сценарий жене (Лили
Паркер) и, в том случае, если
он ей понравится, она его передаст Харви
Кейтелю. Сценарий жене понравился и она
передала его Харви Кейтелю. Через несколько дней
Лоуренс включил автоответчик и услышал:
Харви Кейтель прочёл сценарий поздно ночью в субботу и сразу же позвонил — в воскресенье рано утром. Бендер, сгорая от нетерпения, немедленно перезвонил и был ошеломлен словами Кейтеля не только о том, что это лучший сценарий, что он читал за последние 10 лет, но и о том, что он готов участвовать и предлагает помощь во всём, в чём сможет, чтобы снять этот фильм.
«Это было невероятно, невообразимо! Потому что Харви Кейтель был просто парень из мечты для нашего фильма, и к тому же он мой любимый актёр, с тех пор, как мне исполнилось шестнадцать, — говорит Тарантино. — Я не писал роль специально для Харви только потому, что думал, что её, скорее всего, будет играть мой дядя Пит! Это было настоящее чудо!»
К сценарию
При встрече Харви, Квентин и Лоуренс несколько раз прочитали сценарий по ролям. Харви читал реплики за мистера Белого, потом за Розового и за Оранжевого и в итоге выбрал роль мистера Белого.
Поездка на восточное побережье, организованная Кейтелем, закончилась тем, что в актёрский состав вошел бродвейский актёр Стив Бушеми.
Когда по Нью-Йорку прошел слух, что идёт
подбор исполнителей в фильм с Харви
Кейтелем, заинтересовались и другие актёры.
На роль мистера Оранжевого был приглашён британский актёр Тим Рот. Предложение сыграть в американском фильме британскому актёру показалось исключительно интересным.
Квентин предлагал Тиму роли Мистера Блондина и Мистера Розового, а сам он хотел быть только Оранжевым.
«Мне сразу понравился этот персонаж, весь этот обман.
Это была настоящая работа для актёра. Нужно было не только англичанину играть американца, но также герой был полицейским, который играл бандита. Так что это была ещё одна игра, потому что на самом деле он был хорошим парнем.»
На роль Клёвого Парня Эдди Кейтель предложил взять Криса Пэнна.
Крис Пэнн, кстати, — родной брат актёра Шона Пэнна, первого мужа Мадонны, упоминаемой в фильме.
На роль Джо Кэббота — папы Клёвого
Парня Эдди — Кейтель предложил
пригласить Лоуренса Тирни — звезду
фильма
Также на роль пробовались Роберт Форстер и Тимоти Кэри.
На роль мистера Блондина был приглашён Майкл Мэдсон. От Майкла требовалось сыграть по настоящему крутого парня.
«О мистере Блондине в фильме говорят ещё до того, как вы его видите. Ему не нужно приходить и начинать вытворять всякое, все и так уже знают, что он ебанутый. Я просто вхожу и я — тот парень.»
Нет ни одного зрителя, которого
не впечатлила бы сцена отрезания уха,
а сам Мэдсон говорит, что
и на могиле его напишут
«Думаю, даже имя не напишут.
Если только меня не похоронят в Англии — тогда, наверное, вспомнят. Они там очень хорошо ко мне относятся. Я иду по улице, а они орут:„Да ты ебанись! Это же мистер Блондин!“
Такое чувство, что фильм только вчера вышел.»
Помимо профессиональных актёров, к участию
в фильме был подтянут ещё один достаточно
специфический персонаж, некто Эдвард Банкер.
Эдди Банкер — матёрый рецедивист, вор,
грабитель банков, уголовник с богатейшим
стажем. Под наблюдением полиции находился
с 8-летнего возраста,
а в 17 лет получил звание самого
молодого зэка Сан-Квентина за всю историю
тюрьмы.
Как-то раз, лёжа на нарах, Банкер узнал, что
его сосед по тюрьме в ожидании смертной
казни дописывает мемуары, которые на воле уже
ждёт издатель. Банкера это настолько потрясло, что
он решил и сам заняться литературным
творчеством — по крайней мере
попробовать записать и продать свои байки.
В результате его многочисленных отсидок,
на свет появилось 4 книги откровенно
криминальной тематики, с жизнеутверждающими
названиями
Первая же его книга, автобиографический роман
Именно из книг Банкера черпал Квентин особенности поведения уголовников, взаимоотношений в банде и прочие жизненно важные для фильма вещи.
Когда актёры и режиссёр обсуждали сценарий, внезапно оказалось, что Крис Пэн лично знаком с Эдвардом Банкером. Естественно, Банкер был немедленно приглашён в качестве технического консультанта по особо тонким аспектам уголовщины и даже сыграл небольшую роль — мистера Синего. Всё заняло 2 минуты — Крис позвонил Банкеру, передал трубку Квентину, тот объяснил ситуацию и получил согласие.
Совместными усилиями Тарантино и Банкер тщательно проработали персонажей, схемы взаимодействия, диалоги, особенности поведения. Сотрудничество юного дарования и старого вора дало свои плоды: фильм получился из ряда вон. Безусловно, львиная доля заслуг принадлежит Квентину, но это как раз тот случай, про который Исаак Ньютон сказал: я стоял на плечах гигантов.
— А чё если менеджер не отдаст бриллианты?
— Если он откажется говорить, просто отрежь ему палец, мизинец, и скажи, что сейчас отрежешь большой. После этого он расскажет даже про то, что носит женское бельё...
Теперь в успех фильма поверили серьёзные люди и бюджет фильма увеличился до полутора миллионов, а одним из продюсеров стал влиятельный режиссер Монти Хэлман.
Съемки стартовали 29 июля 1991 года. Фильм снят очень быстро. Денег на него ушло всего ничего — 1.2 миллиона. По Голливудским меркам это почти бесплатно.
«Даже если бы бюджет был удвоен, мы не нашли бы более профессиональной команды, — комментирует Бендер. — Единственными дилетантами среди этих людей были мы с Квентином».
Бюджет фильма был настолько мал, что
не позволял заказать актёрам все необходимые
костюмы, им пришлось носить в фильме
собственные вещи.
Крис Пенн, например, снимался в своём
спортивном костюме. А Майкл Мэдсен ездил
на собственном кадиллаке.
Художник Роберт Куртцман согласился помочь
с гримом забесплатно, при условии, что
впоследствии Тарантино займётся его сценарием
«От заката до рассвета», 1995. Режиссёр — Роберт Родригес.
Фильм снимали в восточной части Лос-Анжелеса. Двухэтажный восточный Лос-Анджелес хорошо передавал дух старого города, отсылая зрителя куда-то в семидесятые годы.
«Кондитерская дяди Боба»,
в которой завтракают Псы
(в реальности —
Так как роль Мистера Розового Квентин писал для
себя, то и известный монолог
о чаевых достался Стиву Бушеми
«Это было моим кредо на протяжении нескольких лет, вся эта херня о чаевых, — смеётся Тарантино. — Сейчас я так не считаю, потому что могу себе позволить оставлять чаевые. А тогда я получал минимальную зарплату и они получали минимальную зарплату, но мне, блять, никто не давал чаевых. Меня это жутко раздражало и все мои друзья слышали эти мысли миллион раз.»
«У меня теперь настоящая мания с этими чаевыми, — говорит Стив Бушеми. — Теперь мне постоянно приходится переплачивать, чтобы доказать, что это был не я. Недавно я забыл дать на чай таксисту и подумал:
«Бля, если он видел этот фильм, то скажет: „Это же тот самый жлоб!“»
В машине специально установлены белые чехлы, чтобы отчётливо была видна кровь.
Основное место съемок было найдено на стыке Фигероа и 59-й улицы, в Хайлэнд-парке: старое похоронное бюро, заброшенное с тех пор, как его разрушило землетрясение.
Белый и Розовый говорят о судьбе Оранжевого в комнате для бальзамирования трупов.
Фирменный юмор Тарантино:
На выключателе написано
На стене написано
Сцена погони со Стивом Бушеми тоже снималась
в районе Хайлэнд-парка.
Когда Стив Бушеми бежит по улице, преследуемый
полицейскими, на фоне слышен крик:
Денег, чтобы перекрыть улицу полностью, не было, поэтому Стив Бушеми должен был успеть угнать машину, пока горел зелёный сигнал светофора.
Мистера Белого зовут Лоуренс Диммик. Примечательно,
что у Джимми из
Ларри Диммик
Джимми Диммик
В разговоре Джо спрашивает мистера Белого
о девушке по имени Алабама.
Это — ссылка на героиню Патриции
Аркетт из
По словам Тарантино, Кларенс (Кристиан
Слэйтер) должен был погибнуть в концовке
фильма Тони Скотта. Спустя некоторое время Алабама
должна была познакомиться с Мистером Белым
и вместе с ним начать жить по другую
сторону закона. Однако, продюсеры изменили концовку
По ходу действия фильма мистер Розовый неоднократно говорит, что важно оставаться профессионалами. Это — ссылка на фильмы Ховарда Хоукса, любимого режиссёра Квентина Тарантино.
Мистер Блондин пьёт спрайт Биг Кахуна.
Фирменный приём Тарантино — trank shot — есть уже в первом же фильме.
Актер Кёрк Болц, сыгравший полицейского Марвина, подошел к роли серьёзно и даже попросил Майкла Мэдсена для лучшего вхождения в образ закрыть его в багажнике своего кадиллака.
Мэдсен вспоминает:
«Я спал на полу в продюсерской, а Кёрк разбудил меня и говорит: „Майкл, помоги мне поработать над персонажем?“
Я говорю:„Конечно, что надо сделать?“
А он:„Хочу забраться в твой багажник. Хочу узнать, каково это — быть запертым в багажнике“.
Я говорю:„Окей, пошли“. А сам думаю, для меня это тоже может быть полезно, такой опыт. Мы вышли, он залез в багажник. Я должен был объехать вокруг склада и вернуться, но когда я поехал, я понял, что происходит что-то интересное. Ну и я включил радио, выехал на дорогу, на которой было полно колдобин и начал рассекать. Я катал его минут сорок пять — пересчитал все ямы на дороге, ездил в горку и под горку, делал виражи... Кёрк внутри брыкался и орал так, что мне пришлось включить радио на полную. В багажнике была куча старого хлама, я слышу, как он стучит железом по крышке и орёт:
„Майкл, выпусти меня отсюда, здесь воняет, ты сволочь ебанутая!“ И я вам скажу, после этой поездки Кёрк выглядел куда более впечатляюще, чем в фильме. Когда я открыл багажник, он был весь мокрый и крайне озлобленный. Жаль, что мы не могли включить это в фильм».
«Да знаю я, про что вы хотите спросить!
Он про эту хуйню рассказывает везде, где только можно!Не, ну я правда никогда не ездил в багажнике. И меня это очень интересовало.
Помню, Майкл задремал в дальнем углу помещения, где мы работали.
Наверное, вам он это не рассказывал, но он спал в таком сарафанчике, типа ночнушки.
Я ему говорю:„Слышь, прокати меня в багажнике?“
А он сразу такой:„Конечно, не вопрос, пошли!“ Ну и самое интересное, что я узнал — там внутри совсем темно. Видно только белый или красный свет, когда машина тормозит или едет.
Я был в этой ужасной полиэстеровой форме полицейского, потел как свинья. И его версия звучит так, что я вылез оттуда весь мокрый от рыданий. Но насчёт слёз он перебрал — не было такого!»
Мистера Блондина зовут Вик Вега. Винсент Вега
из
За машиной Клёвого Парня Эдди летит оранжевый воздушный шар.
Обстановка накаляется. На заднем плане помещения видны гробы. А Мистер Блондин курит, сидя на катафалке.
В одной из удалённых сцен Клёвый парень Эдди
подумывает отвести раненого мистера Оранжевого медсестре
по имени Бонни. В
Когда полицейский умоляет Мистера Блондина не сжигать его, он говорит, что у него есть маленький ребёнок. Этой фразы не было в сценарии и когда Кёрк Болц сказал её, Майкл Мэдсен, у которого у самого недавно родился сын, оторопел и не смог закончить сцену.
Во время съемок на площадке присутствовал врач скорой помощи. Он следил за количеством крови на полу: по сюжету кровотечение Мистера Оранжевого не должно было быть летальным.
«Стояла жара в 32°, а Тим неделями лежал в этой луже крови, пока мы снимали все остальные сцены. Мы даже думали, что нам придётся взять напрокат манекен, потому что не могли представить, что актёр сможет лежать дни, и дни, и дни... Но Тим просто лежал на полу. К концу каждого дня он засыхал в этой луже и прилипал к полу, и нам приходилось отдирать его, обливая из шланга».
«Внедрённый коп должен быть великим актёром. Надо вести себя естественно. Чертовски естественно. Если ты плохой актёр — нихера не выйдет»
Исписанные граффити стены, на фоне которых Фредди Ньюэндайк зубрит свою легенду, Тарантино снял в центре Лос-Анжелеса.
Квартиру Мистера Оранжевого оборудовали на чердаке того же похоронного бюро.
Встречу Оранжевого с Джо Кэботом снимали в местном гей-клубе, куда в жизни не сунулся бы ни один уважающий себя бандит.
Когда Фредди Ньюэндайк описывает внешность Джо Кэбота,
он сравнивает его с
«В фильм не попал один эпизод: Квентин хотел, чтобы персонаж Тима Рота влюбился бы в Нечто, — объясняет Лоуренс. Он снял сцену с Тимом Ротом, ходящим туда-сюда по квартире с этой маленькой игрушкой в руках. Но продюсеры заорали:
«Вы чё сняли? Внедрённый коп ходит под дому с куклой? Что подумают зрители?» И это вырезали.
Фигурка всё равно попала в кадр.
Лежит на столе у Фредди.
«Я считаю это забавным, когда в фильме нет ни одной женщины, а говорят о них постоянно»
Все актёры, сыгравшие в фильме бандитов, в то или иное время побывали в тюрьме.
Женщина, которую застрелил Тим Рот, — его преподаватель сценической речи Сюзанна Селеста, помогавшая ему ставить акцент.
Самым трудным для меня был акцент, попытка сымитировать его правильно. Сюзанна Селеста была моим тренером по акценту. Она была со мной на площадке каждый день, сидела в наушниках, слушала, делала пометки о том, что звучит неправильно — для того, чтобы потом при редактировании исправлять.
И она из меня все соки выжала, она меня с ума сводила. Она замечательная, но на площадке доводила меня до безумия. Поэтому я дал ей роль женщины, которая убила меня. А я убил её. Это было здорово.
На вопрос, что случилось с Мистером Синим, Джо
Кэбот в исполнении Лоуренса Тирни заявляет:
Главная загадка фильма:
Смотрите: Джо Кэббот убил Оранжевого, Кэббота застрелил
Мистер Белый, Мистера Белого застрелил Клёвый парень
Эдди.
А кто застрелил самого Эдди?
По словам Квентина Тарантино, Мистер Розовый выжил.
Если увеличить громкость, то на заднем фоне можно услышать, как полицейские кричат Мистеру Розовому, чтобы он бросил оружие. Далее слышны выстрелы, мистер Розовый кричит, что его ранили. Затем полицейские разговаривают друг с другом во время его ареста.
Всего в фильме 17 смертей — совершенных как в кадре, так и за кадром.
Слово
Чтобы повествование не теряло темп, Квентин убрал
из фильма около 10 минут необязательных сцен,
а действие поделил на главы, закончив
печатать фестивальную копию
После выхода фильма, на Квинтина обрушилась волна обвинений в плагиате.
Критики сравнивали
Банда грабителей с кодовыми именами Брат Джо, Брат Чу, Брат Фу и Брат Нам возвращаются на заброшенный склад после неудавшейся кражи бриллианта. Ограбление провалено, потому что один из них, психопат, начал стрелять. Полицейские сидели в засаде, предупрежденные Братом Чу, внедрённым в банду полицейским. Во время побега Брата Чу прикрывает более старый Брат Фу, который выводит Чу из себя тем, что выпускает две обоймы патронов в лобовое стекло патрульной машины. Брат Чу убивает невинного свидетеля, но и его тоже ранят. Фу ведет его к месту встречи на заброшенном складе. Боясь, что их подставили, они вызывают главаря. Главарь заявляет, что Чу — полицейский, и наставляет на него дуло пистолета. Фу протестует, так как считает Чу невиновным, и тоже достает пистолет. Следует сцена, где они, набычившись, смотрят друг на друга.
«Идите нахер. Я люблю „Город в огне“, это потрясающий фильм, его постер висит у меня дома в рамочке. Я краду из каждого фильма. Я краду из каждого отдельного фильма, который когда-либо видел. Мне это нравится. Если в моих фильмах что-то есть, то это то, что я беру отсюда и оттуда и смешиваю вместе. Если кому-то это не нравится, пусть не смотрит, окей? А я ворую отовсюду. Великие художники воруют, а не отдают дань уважения».
Журнал Empire в 2005 назвал
Мистер Розовый и Мистер Белый
Пинкман и Уайт
«А знаете, Мадонне фильм понравился, и она настойчиво хотела со мной познакомиться.
Я тогда только недавно вернулся из Бразилии, а там в Бразилии всё ещё выпускают пластинки вместо компакт-дисков, ну и я купил там её альбом
„Эротика“. При встрече показал его Мадонне, оказалось, что она никогда раньше не видела „Эротику“ на пластинке. Ну и она мне подписала её. Написала
„Квентин, песня не про член, а про любовь! Мадонна“. Кто знает, может это действительно так?»