Криминальное чтиво

(20 лет спустя)

— Квентин, есть мнение, что вы так и не сняли
ничего лучше «Криминального чтива».
— А кто снял?

[ ... отсутствующее вступление про то, что я не буду писать ещё одну кинорецензию, которых и так за 20 лет написали миллион штук, а просто пытаюсь объяснить, за что я люблю этот фильм ... ]

«Проработав много времени в видеопрокате, пересмотрев сотни фильмов, Тарантино приобрёл своеобразное «киносознание» — он уже не мог говорить своими словами, зато замечательно изъяснялся киноцитатами, отчего «Криминальное чтиво» оказалось под завязку нашпиговано целой вереницей отсылок и намёков.

На выходе получилось «классическое» многоуровневое постмодернистское произведение — один зритель видел лишь забавную историю, другой — забавную игру с прежним кинематографом, третий просто мог послушать 281 вариант использования слова «fuck» и уже поэтому не корить себя за выкинутые на ветер деньги.»

А. Нгоо

История создания

Две новеллы из трёх Тарантино написал ещё до сценария «Бешеных псов» и «Настоящей любви». После успеха этих фильмов Тарантино решил дописать сценарий. Для новеллы «Золотые часы» Тарантино использует сюжет короткометражки Роджера Эвери «Pandemonium Reigns».

Окончательный вариант сценария Квентин Тарантино писал в Амстердаме, в основном, в номере отеля и кофейни «Betty Boop». Он жил в Амстердаме несколько месяцев, и уехал, оставив непогашенный долг на сумму $150 в местном видеопрокате. Столь долгим пребыванием в Амстердаме и объясняется то, почему данный город так часто упоминается в фильме.

Сюжет

Как и в предыдущем фильме Тарантино, «Бешеные псы», части сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; техника, до этого использовавшаяся режиссёрами французской «новой волны», в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также Стенли Кубриком в «Убийстве».

Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них. Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой.

Если расположить сцены фильма в хронологическом порядке, то первой будет сцена разговора в машине между Винсентом и Джулсом, а последней — Буч и Фэбьен садятся на мотоцикл Зеда. Последняя фраза фильма — «Зед мёртв, детка, Зед мёртв». Если рассматривать хронологию событий с учётом «флеш-бэков», то первой станет сцена, в которой капитан Кунс передаёт маленькому Бучу о золотые часы.

Хронологический порядок частей:


(передача золотых часов)

Джулс и Винсент

Ситуация с Бонни

Ограбление

Винсент и жена Марселлеса Уоллеса

Золотые часы

Подбор актёров

Тыковка и Зайчишка

Сцена в ресторане была сразу написана для Тима Рота и Аманды Пламмер.

Джулс

Сэмюэль Джексон проходил пробы на роль «тренера» Мистера Оранжевого в «Бешеных псах». Тогда роль досталась Рэнди Бруксу, но Тарантино был настолько впечатлён игрой Джексона, что специально для него написал роль Джулса.

Но, несмотря на это, Джексон мог её и не получить, так как продюсерам очень понравилась проба Пола Калдерона на эту роль. Но в итоге, Пол Калдерон исполнил роль бармена в баре Марселаса, а Джексон сыграл Джулса.

Изначально предполагалось, что у Джулса будет огромное афро. Парик не успели приготовить вовремя и гримеры предложили Сэмюэлю Джексону множество париков, среди которых также был и тот, кудрявый. Когда Джэксон примерил его, Квентину так понравилось, что он и думать забыл об афро.

Винсент Вега

Вообще, Квентин писал сценарий про персонажа Майкла Мэдсена из «Бешеных псов» — «Мистера Блондина» Вика Вегу.

То есть роль, впоследствии доставшаяся Джону Траволте, изначально была написана специально для Майкла. Но Майкл Мэдсен не смог принять участие в фильме из-за занятости в костнеровском проекте «Уайт Эрп» и Квентин изменил имя персонажа с Вика на Винсента. Позже Майкл признавался, что это была самая большая ошибка в его карьере.

Спустя несколько лет после выхода «Криминального чтива» Тарантино собирался снять историю о братьях Вега с участием Джона Траволты и Майкла Мэдсена, в котором действие происходило бы до событий, показанных в «Криминальном чтиве» и «Бешеных псах». Разработка сценария затянулась, и, в конце концов, Квентину пришлось отказаться от этой идеи — оба актёра заметно постарели.

Братья Винсент и Вик Вега.

Мия Уоллес

Первоначально Ума Турман отклонила предложение сыграть Мию. Но Квентин Тарантино настолько сильно желал, чтобы эта роль досталась Уме, что он звонил и начитывал ей сценарий по телефону, пока она не согласилась.

На роль Мии Уоллес также претендовали:

Изабелла Росселлини

Мег Райан

Дэрил Ханна

Джоан Кьюсак

Мишель Пфайффер

Марселас Уоллес

Мистер Вульф

Роль Вульфa была сразу написана для Харви Кейтеля.

Имя Винстона Вульфа заимствовано у частого посетителя видеопроката, в котором работал Тарантино.

Джимми

Тарантино долго не мог решить, кого он сыграет в фильме — Джимми или барыгу Лэнса. В конце концов он выбрал Джимми, так как посчитал, что сцена реанимациии Мии слишком сложная, и при съёмке этой сцены он должен находиться за камерой.

Первоначально же предполагалось, что роль Джимми исполнит Стив Бушеми, но он из-за своих контрактных обязательств на других проектах не смог этого сделать. Однако, он всё же появился в кадре: Стив сыграл официанта в ресторане «Jack Rabbit Slim’s».

Джоди, жена Лэнса

Курт Кобейн и Кортни Лав отказались сыграть Лэнса и Джоди.

Буч

В первой версии сценария Буч был молодым и перспективным боксёром, выступающим в полулегком весе.

После того, как Мэтт Диллон отказался участвовать в фильме, Харви Кейтель убедил прийти на пробы своего друга Брюса Уиллиса, зная, что тот был большим поклонником «Бешеных псов». Тарантино подумал и переписал роль под него.

Также на роль рассматривались Сильвестор Сталлоне и Микки Рурк.

Фэбьен

Зед

По сценарию Зед и Мэйнард братья.

Джулия Суини, играющая Ракел и Стефан Хибберт, играющий Урода — бывшие супруги.

Эсмеральда Виллалобос, водитель такси

Квентин Тарантино заметил Энжелу Джонс в короткометражке «Запёкшаяся кровь», где она играет женщину, которая наводит чистоту в местах преступлений и в итоге очаровывается идеей убийства. Тарантино проникся и решил зачислить персонаж в «Криминальное чтиво» водителем такси.

А фамилия Вилла-Лобос на самом деле принадлежит друзьям Квентина Дэнни и Мэнни Вилла-Лобосам.

Кусочки мозаики

Ограбление

Фильм начинается со звуков мотоцикла Зеда — похоже, он уже позавтракал.

Во время разговора Тыковки и Зайчишки можно заметить Винсента, уходящего в туалет.

Каждый раз, когда Винсент идёт в туалет, снаружи обязательно происходит какая-нибудь херня.


Ограбление

Передозировка

Смерть

Слова Аманды Пламмер в сцене ограбления в начале и в конце фильма немного различаются.


Any of you fucking pricks move,
and I`ll execute every motherfucking last one of you!

Any of you fucking pricks move,
and I`ll execute every one of you motherfuckers!

Титры «Криминального чтива» повторяют сериал 1974 года «Женщина Полицейский».

Джулс и Винсент

Хотя Винсент и утверждает, что во Франции четвертьфунтовый чизбургер называют Royale with cheese, на самом деле его называют просто Royale Cheese ( «Королевский чизбургер»).

В отражении в витрине видно, как машину везут на платформе.

На столе у Бретта спрайт и бургеры «Биг Кахуна».

Идея с «мистическим» чемоданом была подсмотрена в фильме «Зацелуй меня насмерть» 1955 года.

По поводу содержимого чемодана есть несколько теорий.

1) Душа Марселаса Уолеса
Версия тупая, но почему-то популярная. Основана на том, что у Марселаса на затылке пластырь, а код замка от чемодана 666.

2) Бриллианты
В «Бешеных псах» Джо Кэббот говорил Мистеру Белому, что собирается сдать украденные бриллианты парню по имени Марселас.

3) Золотой костюм Элвиса из «Настоящей любви»

4) Статуэтка Оскара за лучший сценарий
Или даже целый чемодан оскаров :)

5) Лампочка и две батарейки

Пластырь на шее Марселаса Уоллеса, кстати, не был задуман специально. Вин Реймз порезался, когда брил голову. Когда Квентин заметил шрам, он решил начать сцену «Винсент Вега и Марселлас Уоллес» с крупного плана на пластыре и, попробовав, решил вообще не показывать лицо Марселаса, потому что пластырь акцентировал внимание на персонаже и визуально выглядел более захватывающе, чем серия отдельных кадров Реймза и Брюса Уиллиса.

«Винсент Вега и жена Марселаса Уоллеса»

Необходимое пояснение. В девяностых годах героин в Лос-Анджелесе продавали в шариках, а кокаин — в пакетиках. Наркоторговец Лэнс сообщил, что шарики у него закончились, а поэтому продал герою Траволты героин в пакетике. А Мия, вытащив из кармана Винсента пакетик, решила, что это кокаин. Почему, собственно, так отчаянно его и занюхала.


— Шарики кончились. Ничего, если будет в пакетике?
— Да, нормально.

— Оба-на!

Машину Винсу поцарапал Буч, после стычки в баре.


— Что-то ищешь, друг?
— Ты не мой друг, бычара!

— Представляешь, какой-то пидор поцарапал мою машину!

Сцена поездки упоротого Винса к Мие срисована с фильма «Murder, My Sweet» 1944 года.

В вырезанной сцене Винсент говорит Мии, что одна из его фантазий заключается в том, чтобы его избила Эмма Пил из сериала «Мстители». Позднее, в 1998 году, Ума Турман исполнила роль Эммы Пил в полнометражной версии «Мстителей».

Фраза Мии Уоллес «Поклоннику Элвиса должно понравиться» — заключительная фраза вырезанной сцены, в которой Мия объясняет, что всех людей можно разделить на людей, которым нравится Элвис, и людей, которым нравится Битлз.

Мия называет Винсента ковбоем, потому что Траволта в молодости снимался в «Городском ковбое».
А Винс называет Мию ковбойшей, потому что Ума Турман снималась у Гаса ван Сента в «Даже ковбойши иногда грустят».

Когда Мия заказывает коктейль за 5 долларов, официант уточняет:
— «Мартин и Льюис» или «Эймос и Энди»?

Имеются в виду два комедийных дуэта — Дин Мартин и Джерри Льюис (двое белых комиков) и «Шоу Эймоса и Энди» (двое негров).

То есть он спрашивает, какой коктейль она хочет — белый ванильный или чёрный шоколадный.
Мия выбирает «Мартин и Льюис», ванильный.

Пилот сериала Fox Force Five, в котором участвовала Мия Уоллес, рассказывал о команде из 5 женщин-секретных агентов, включая блондинку, негритянку и азиатку.


Блондинка

Негритянка

Азиатка

Имя персонажа Мии — Рэйвен МакКой — ссылка на комиксы «Люди Икс». Имя Рэйвен взято у Мистик (Рэйвен Даркхолм), а фамилия — у Зверя (Хэнк МакКой). Кроме того, Мия говорит, что её персонаж вырос среди циркачей — так же как Попрыгун (Курт Вагнер).


Рэйвен Даркхолм

Хэнк МакКой

Курт Вагнер

Когда Мия идет «припудрить носик», она говорит: «Я сказала чёрт побери! Чёрт побери!». Это строчка из песни «The Pusher», саундтрека к фильму «Беспечный ездок» 1969 года.

По словам Джона Траволты, некоторые фишки для танца он подсмотрел у персонажа Адама Веста, Батуси, из «Бэтмана» 1966 года. Ума Турман черпала вдохновение для танца у герцогини из «Котов-аристократов».

Тарантино был вдохновлён знаменитой сценой танца из «Банды аутсайдеров» Жан-Люка Годара.

Образ Мии Уоллес повторяет образ Анны Карины из «Банды аутсайдеров».

Сцена развращения Мии и Винсента домой должна была напоминать сцену из фильма «It’s a Wonderful Life» 1946 года, в которой Мэри и Джордж поют вместе.

«Шевроле Малибу» 1964 года, на котором гонял Винсент Вега, на самом деле принадлежал Квентину Тарантино. Автомобиль, кстати, угнали прямо со съёмочной площадки.

Фильм, который смотрит Лэнс по телевизору незадолго до появления Винсента и Мии, — короткометражка «Жених без невесты» 1947 года.

Сцена укола адреналином снималась задом наперёд — Джон Траволта выдёргивал иглу из груди Умы Турман.

На Труди (Брона Галлахер) одета футболка ирландской группы «The Frames». В 1991 году Брона сыграла в «Обязательствах» вместе с Гленом Хэнсардом, лидером этой группы. Они подружились и Брона пообещала Глену, что если она получит роль в «Криминальном чтиве», то появится в кадре в его футболке.

Золотые часы

Маленький Буч смотрит по телевизору «Клют Карго» (1959).

Когда капитан Кунс отдает маленькому Бучу часы его отца, он говорит о летчике под именем Виноки, который переправил часы в безопасное место. Виноки — имя персонажа Джона Гарфилда в фильме Ховарда Хоукса «Военно-воздушные силы» (1943). Хоукс является одним из любимых режиссеров Квентина Тарантино.

Время на часах постоянно меняется.


11:45

12:00

12:15

Прадедушка Буча купил часы в городе Ноксвилле, Теннеси. Туда же едет Буч с Фэбьен. Там же родился и сам Квентин Тарантино.

Уилсон — имя боксера, которому должен проиграть Буч. Точно так же звали боксера, которому намеренно проиграл Терри Мэллой в картине «В порту» (1954).

На здании, в котором проходит боксерский мачт Буча, висят объявления следующих боёв: Кулидж против Уилсона, и Восслер против Мартинеза. Фамилии боксеров первого боя — намек на президентов САСШ Кэлвина Кулиджа и Вудроу Уилсона. Фамилии боксеров второго боя принадлежат Расселу Восслеру и Джерри Мартинезу, друзьям Тарантино, с которыми он вместе работал в видеопрокате.

Буч говорит француженке Фэбьян, что по она не владеет «бора-боранским».
Квентин не знал, что Бора-Бора — французская колония.

«Фильм про мотоциклы», который смотрит Фэбьян, до того как просыпается Буч, — «Вьетнамские ангелы» (1970).

Фэбьян говорит: «Пирог хорош в любое время дня». Точно такую же фразу говорит Алабама в «Настоящей любви», сценарий которой написал Квентин Тарантино.

Когда Буч идет к своей квартире, на заднем фоне можно услышать рекламу «Jack Rabbit Slim`s» по радио. Похожую рекламу можно услышать в сцене пытки в «Бешеных псах».

Есть мнение, что по радио сообщают о дерзком похищении приза на конкурсе танцев Jack Rabbit’s Slim.

Винсент, скорее всего, сознательно оставил свой автомат на кухне, когда пошёл в туалет. Он был уверен, что в доме кто-то есть, т.к. он не отреагировал на то, что пришел Буч, думая, что это вернулся его напарник. Джулс отошел от дел и Марселлас, возможно, временно заменял его. Доказательством этой теории служит то, что Марселлас шёл по направлению к дому Буча с двумя стаканчиками кофе.

Пистолет-пулемет, которым убивают Винсента, — Military Armament Corporation M10, также известный как Mac-10. При скорострельности 1000 выстрелов в минуту он выпускает 32 9-миллиметровых патрона за 1 секунду. Похоже, что Буч расстрелял весь магазин.

Забрав свои золотые часы, Буч едет в машине и слушает песню «Flowers on the Wall» в исполнении «The Statler Brothers». В этой песни есть слова о капитане Кенгуру, что является намеком на статуэтку кенгуру в доме Буча, на которой висели часы. Также в этой песне есть строчка «...рад видеть тебя...» (It`s good to see you). Мы слышим её именно тогда, когда Марселас Уоллес переходит дорогу перед машиной Буча. В этот момент мы впервые видим лицо Марселаса.

Момент, где Марселас переходит дорогу перед машиной Буча, — это ссылка на «Психоз» Альфреда Хичхока — сцену, где босс Мэрион, Крэйн, переходя дорогу, замечает её в машине.

Стреляя в Буча, Марселас случайно попал в стоящую рядом женщину. Эту же актрису выбрасывает из машины Мистер Розовый в «Бешеных псах».

Оранжевые кляпы в сцене изнасилования намекают нам на «Заводной апельсин».

Буч собирался валить в Ноксвилл, штат Тенесси. На выходе из магазина висит номерной знак этого штата.
Раздумывая, Буч оборачивается и видит на верхней полке неоновые буквы «KILL _ED». Недостающая буква Z на ключах от мотоцикла.


Буч и Фэбьен едут в г. Ноксвиль, Тенесси
В углу, на верхней полке

Когда Буч, держа в руках самурайский меч, говорит Зеду: «Хочешь взять пистолет, да, Зед? Давай, бери! Я хочу, чтобы ты его взял!». Это цитата из фильма «Рио Браво», там то же самое говорит шериф Чэнс (Джон Уэйн). «Рио Браво» — также один из любимых фильмов Квентина.

Монолог Марселаса, который грозит умирающему Зеду расправой, позаимствован из боевика Дона Сигела «Чарли Вэррик» (1973).

Мотоцикл, который Буч забирает у Зеда — модифицированный Harley-Davidson FXR.

Chronologically, the last scene in the movie is Butch and Fabienne riding away on a motorcycle. The very first sound you can hear in the movie is of the same motorcycle engine.

Ситуация с Бонни

По ходу фильма Джулс несколько раз «цитирует» книгу пророка Иезекииля 25:17, и каждый раз по-разному.
В библии таких слов нет, «цитата» пророка дословно взята из фильма «Телохранитель (Да здравствует, Чиба!)» 1976 года. Тарантино всегда был поклонником Чибы и в 2003 году пригласил его в «Убить Билла».

Божественное вмешательство частично объясняется тем, что несколько дырок от пуль были в стене ещё до перестрелки.

Сначала предполагалось, что Винсент стреляет в Марвина дважды: один раз случайно, в горло, второй — чтобы облегчить его страдания. Но исполнитель роли Марвина убедил Тарантино, что один выстрел будет эффектнее.

Фамилия Джимми — Диммик. Такая же, как у Мистера Белого из «Бешеных псов». Того звали Ларри Диммик.

У персонажа Харви Кейтеля в фильме такая же профессия, как у его же персонажа в «Точке невозврата» (1993).

Мистер Вульф носит часы Gucci 3000L.

Мистер Вульф шутливо называет Винсента «Лэш Ла Ру». Лэш Ла Ру — актер, который играл ковбоев в вестернах 40-х и 50-х годов. Он особо умело обращался с длинным кнутом и использовал его для борьбы с злодеями.

Винстон Вульф ездит на двухместной спортивной Акуре NSX, но не без сарказма предлагает подвезти сразу троих.

Ограбление

Джулс называет «Тыковку» Ринго из-за его британского акцента. Типа Ринго Старр.

Бумажник принадлежал Квентину. «Bad Motherfucker» — ссылка на песню из фильма «Шафт», про усатого неотразимого негра-детектива.
В 2000 году Сэмьюэл Джексон сыграл Шафта в ремейке фильма.

Книжка, которую читает Винсент Вега — Modesty Blaise (Стыдливая Блэйз) Питера О’Доннелла. Это популярный британский комикс про женщину—секретного агента. Убийца там, кстати, так и сыплет цитатами из Библии.

Разные мелочи

То, за что мы и любим Квентина.

Биг Кахуна

Биг Кахуна — вымышленное название бургера.

Впервые его можно услышать в «Бешеных псах» — Мистер Блондин пьёт спрайт из фирменного стакана.
На столе у Бретта стоит такой же стакан со спрайтом «Биг Кахуна».
Такой же стакан мелькает в фильме «Четыре комнаты».
Сет Гекко несёт в мотель 3 бургера «Биг Кахуна» — себе, брату Ричи и заложнице.


От заката до рассвета

Криминальное чтиво

Спрайт «Биг Кахуна»

Спрайт «Биг Кахуна»

Спрайт «Биг Кахуна»

Сигареты «Red Apple»

Буч курит сигареты «Red Apple» без фильтра. Эти же сигареты курят Мия Уоллес и Ринго (Тыковка). Эти же сигареты курит портье Тэд в «Четырех комнатах». Пачка «Red Apple» лежит на столе в номере Честера. Пачка «Red Apple» лежит на приборной панели в машине братьев Гекко. Рекламу сигарет можно заметить в «Убить Билла».


Убить Билла

Криминальное чтиво 1

Криминальное чтиво 2

От заката до рассвета

Четыре комнаты 1

Четыре комнаты 2

Пончики «Teriyaki»

Буч подъезжает к закусочной «Teriyaki Donut» (указатель справа) и останавливается на светофоре.
Оттуда выходит Марселас с двумя стаканчиками кофе и коробкой пончиков.

Такие же стаканчики мелькают в «Death-Proof».


Криминальное чтиво

Доказательство смерти

Jack Rabbit Slim’s

Когда фильм появился в прокате в Великобритании, некоторые видеомагазины раздавали ограниченным тиражом упаковки спичек «Криминальное чтиво», на обратной стороне которых была цитата из фильма: «Если играешь со спичками, надо помнить о том, что можно обжечься».

Да, Ума Турман весь фильм ходит босиком. И таксистка Эсмеральда тоже.

[... текст в процессе. Но уже сейчас понятно, что всё изложить не получится. Видимо, придётся писать такую же простыню про остальные фильмы Квентина :) ...]